Воспитание личности казахстанскому патриотизму и толерантности на интегрированных уроках русского и казахского языков. Основной целью Государственной Программы патриотического воспитания является формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению государственного долга и конституционных обязанностей. Обеспечение взаимодействия государства и общества в целом, государства и его граждан, в частности при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободе человека. Особое внимание будет уделено воспитанию молодого поколения в духе толерантности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность–это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека. Система патриотического воспитания предусматривает: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях, в том числе в школах. Перед сегодняшней школы ставится задача воспитания личности в духе казахстанского патриотизма и толерантности. А это настоятельно требует оптимизации всего учебного процесса. Актуальность этой проблемы объясняется не только задачами методического плана, но возросшим уровнем требований к обучению молодёжи. «Для воспитания активного отношения к знаниям обучение от начало до конца должно быть воспитанием взглядов, воспитанием чувств и убеждений, стремлений и желаний, оценки и самооценки», - писал В.А.Сухомлинский. В наибольшей степени это относится к урокам литературы, воспитательные возможности которой особенно велики. Патриотическое воспитание было и остается одной из задач учительства. Воспитывать школьников патриотами – это значит, прежде всего, прививать любовь к Родине. Любовь к родному краю зарождается с детства. Поэтому мы должны развивать это чувство, приучая детей подличать красоту родной природы и относиться к ней бережно, как достоянию. Развитие патриотического сознания и учащихся достигается как в ходе изучения предмета, так и в процессе внеклассной работы. Если у младших школьников для воспитания чувств патриотизма главное значение имеют живые, увлекательные рассказы и чтения о жизни нашей Родины, о нашем государстве, о подвигах воинов, о защите Отечества, о дружбе и товариществе, то в формировании мировоззрения воспитанников среднего и старшего школьного возраста ничем не заменим опыт общественной жизни. Богатый материал для патриотического воспитания содержат пословицы: «Родина – мать, умей за нее постоять», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Смело иди в бой, Родина за тобой». Ученикам дается задание – продумать их содержание и объяснить значение. Раскрывая смысл пословиц, ребята приводят примеры героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной Войны. Они сражались с врагами своей Родины – фашистами, не думая о смерти, потому что любили свою страну своими руками. Они были настоящими патриотами. На уроках литературы изучаются произведения писателей ХIХ – XX веков – А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Жизнь и творчество каждого из них пример служения своему Отечеству. В любом их произведении или отрывке из произведения, в том числе и в тех, что изучаются, можно выделить момент, который послужит для патриотической беседы. Так остановимся на патриотическом воспитании в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Как говорил М.Горький: «Человек – это звучит гордо». Чтобы с достоинством нести это, главный герой Мересьев проходит через трудное военное испытание. Оказавшись один в дремучем лесу, Мересьева двигало не только жажда к жизни, но и чувство любви к Родине. Ведь автор показал, что победа для народа была не из легких, только мужество, сила воли таких людей привело к долгожданной победе. На вопрос: что давало силы раненому Мересьеву в течение восемнадцати суток ползти к своим? Ребята ответили: «Он продолжал двигаться, чтобы вернуться в строй, чтобы выполнить свой воинский и гражданский долг. Родина для него – это главное, святое, ради чего заставляет он себя совершать на завершающем этапе при изучении повести, обобщая и анализируя поступки главного края, пришли к следующему выводу, что Алексей Мересьев показал в повести человеком, который ставит своей целью патриотическое служение Родине. А.Мересьев является настоящим патриотом своей Родины. Воспитание личности казахстанскому патриотизму и толерантности можно показать и на на интегрированных уроках казахского и русского языков. Слово «интегрировать» означает объединять части в одно целое. Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция–это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Традиционный путь изучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + межпредметные связи. Говоря об интеграции, хочу показать взаимосвязь между русской и казахской литературы на примере интегрированного урока в 8 классе.
Тема урока: Пушкин и Абай- два гения двух народов. Цель урока: Обучающая: учить познавать отечественную и мировую классику; обучать умению выполнять сопоставительный анализ произведений двух поэтов. Развивающая: развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной работы на уроке. Воспитательная: приобщать учащихся к духовному, нравственному и патриотическому воспитанию. Тип урока: нестандартный Метод: композиция, работа в группах, сообщение, чтение стихотворений, составление диаграммы. Методический принцип: исследуя- находим, познаем. Оборудование, наглядность: портреты Абая Кунанбаева и А.С. Пушкина, книжная выставка, мультимедиа. Ход урока. I. Приветствие на казахском и русском языках. II. Вступительное слово учителя: «Есть имена как солнце! Как яблоня в рассвете! Мы говорим о Пушкине, Абае….!» (Портрет Пушкина и Абая, а по середине поэтические строки) Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует: Они жрецы единых уз; Единый пламень их волнует…… Учитель русской литературы: Известно, что памятник Пушкину сооружен в Алматы несколько лет тому назад. Точно такой же памятник Абаю поставлен в апреле 2006 года в центре Москвы, недалеко от памятника Пушкину Два гения двух народов, наконец-то встретились друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог об исторической дружбе двух народов. Учитель казахской литературы: Ученый-литературовед, профессор Н. Джуанышпеков утверждает, что «Пушкин-это… казахский народный поэт». И приводит следующие доказательства: «Разве Евгений Онегин», переведенный в отрывках на казахский язык Абаем, не стал в подлинном смысле национальным явлением казахской культуры? Распевая песню Татьяны, степные красавицы ничего не знали о самом Пушкине, ни о его романе в стихах. Для них Татьяна, ее чувства и ожидания стали просто фактом собственной «казахской жизни». Так почему же не назвать Пушкина «казахским народным поэтом». III. Основная часть урока пройдет под девизом «Созвучие духа. Созвучие таланта. Единство разноязычия». ( учащиеся читают стихотворение поэтов на русском и на казахском языках) IV. Завершаем урок словами поэта Жармагамбетова: «Их сила-поэзия, их надежда-народ». Мы верим, что Родина Абая, Родина Пушкина-земля казахстанская и русская . Абай и Пушкин – представители двух народов, они актуальны, они современны, они необходимы каждому из нас. Чтец. Радушно распахнуты двери поэтам, В домах и лачугах Вселенной большой Пушкин и Абай шагают по свету С прекрасную нежной и мудрой душой Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными патриотами своей Родины. Сегодняшние учащиеся ищут ответы на многие вопросы жизни. И мы обязаны помочь им в этих поисках. Ведь главное, чтобы ребята поняли, что патриотизм – это благородство и человечность, это бороться за идеалы. Использованная литература: 1. «Учитель Казахстана» 18 марта 2006 г. 2. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» №5, 1999 г. 3. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» №6, 1999 г. 4. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» №2, 2003 г. 5. «Казахстанская правда» за 1999 г. (рубрика «К 200-летию А.С. Пушкина»)
|